uk-UAen-US

Історична довідка

   Мінімізувати

Історичний огляд (стаття)     Історичний огляд    (післямова до статті)     УСТАВ Херсонського Яхт-Клубу 1907 р.


 

К СТОЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ПАРУСНОГО СПОРТА ХЕРСОНЩИНЫ

августа 1907 г., настоящий устав утвержден и помянутое в нем общества внесено в реестр обществ и союзов по Херсонской губернии № 25 г. Херсон "13" августа 1907г." Губернатор, Камергер двора его Величества М.Н. Малаев.

Этой записью в губернском реестре узаконен устав, созданного Херсонского яхт-клуба, целью которого было "… развитие парусного, парового (водо-моторного) и гребного спорта и содействие уменьшению несчастий на воде, происходящих от незнакомства любителей с условиями правильного плавания на судах".

В начале 1908 года на стрелке Карантинного острова было возведено временное деревянное строение в котором разместилась вахтенная служба яхт-клуба.

Летом же 1908 года на яхтах, принадлежащих членам яхт-клуба , были проведены первые парусные гонки, положившие начало развитию парусного спорта Херсонщины.

Первым командором яхт-клуба избрали князя Александра Дмитриевича Максутова; членами яхт-клуба могли быть "лица всех сословий и обоих полов не моложе 21 года"

Капитальное здание яхт-клуба, сохранившееся до настоящего времени, построили в 1913 году на благотворительные взносы его членов и при существенной финансовой помощи местного помещика П.И. Соколова. В 1914 году в яхт-клубе базировалось 11 парусных яхт, используемых для гонок, дальних плаваний и прогулок.

С началом революции и последовавшей гражданской войны яхт-клуб не работал, хотя имеется свидетельство участника событий, об учебном плавании молодых херсонцев, призванных в Рабоче-крестьянский Военно-морской флот Советской республики на 2-х парусных яхтах из Херсона в Одессу и обратно. Плавание состоялось осенью 1922 или 1923 года с целью первоначальной морской подготовки военморов.

Возобновление работы яхт клуба относиться к лету 1926 года. С 1932 года яхт клуб входил в состав ОСВОДа , имел в составе флота парусные яхты и гребные шлюпки. Работал летний бассейн для занятий плаванием.

С началом Отечественной войны 1941-1945, деятельность яхт-клуба прекратилась. После войны яхт клуб передали судостроительному-судоремонтному заводу им. Коминтерна.

Практическое возрождение парусного спорта началось в 1948 году, когда в Херсон прибыли полученные по репарации парусные яхты немецкой постройки. Областной спорткомитет распределил прибывшие яхты следующим образом:

Яхта "Весна" -Херсонскому яхт-клубу

Яхта "Чайка" - водной станции созданной в этом же году Детской спортивной школы .

Яхта "Метеоролог" - Херсонскому гидрометеорологическому техникуму.

Яхта "Моряна" -Херсонскому мореходному училищу Морского флота.

Все яхты находились в запущенном техническом состоянии, потребовалось вложить много труда для их восстановления. На этих яхтах в дальних спортивных плаваниях получили хорошую морскую практику многие херсонские яхтсмены.

В 1952 году Херсонский яхт-клуб из состава судостроительного - судоремонтного завода передали Областному комитету по физкультуре и спорту. На его базе была организована областная водноспортивная станция. На её территории разместились базы нескольких спортивных обществ, развивающие кроме парусного, также гребной, водно-моторный спорт, морское многоборье,, плавание, водное поло, прыжки в воду.

По инициативе директора водной станции ДСШ Н.И. Хомика в 1948 году херсонским мастером деревянного судостроения Коноваловым Г.Ф. были построены 4 гоночных парусных швертбота национального класса Р3 конструкции известного советского инженера судостроителя Р.А. Алексеева, впоследствии создателя серий судов на подводных крыльях.

На этих швертботах "Первенец" "Коралл", "Быстрый", "Экватор" проводились первые после войны гонки среди взрослых и детских экипажей.

В 1950 году под руководством Н. И. Хомика было совершено дальнее спортивное плавание под парусом по маршруту Херсон - Киев - Херсон.

На яхте "Весна" под руководством начальника областной водно-спортивной станции А.Г. Романова совершено дальнее спортивное плавание Херсон- Севастополь- Херсон.

С 1958 года херсонские яхтсмены совершали дальние спортивные плавания и регулярно принимали участие в парусных гонках, проводимых на Черном море на яхте "Днепр", стальном кэче, построенном в Херсоне. На этой яхте впервые херсонские спортсмены выполнили разрядные нормативы. Первыми мастерами спорта по парусу стали в 1960 году работники Херсонского судостроительного завода Середенко П.А. и Дедков А.И.

С 1963 года яхта "Украина", построенная на ХСЗ являлась участником всех Черноморских регат. На этой крупной яхте (водоизмещение более 25 тонн) десятки работников судостроительных предприятий Херсона, студентов судомеханического техникума, курсантов мореходного училища, получили морскую практику и навыки. До конца 1980х годов яхта эффективно использовалась для организации и обеспечения проведения парусных соревнований и одно-двух дневных оздоровительных походов работников завода.

Успешная работа парусных секций Детской спортивной школы, Областной водно-спортивной станции (яхт-клуба), понимание большого прикладного значения развития парусного спорта для Херсонщины, послужили стимулом для организации парусных секций спортивными организациями, промышленными предприятиями и учебными заведениями Херсонщины.

С 1952 начала работать парусная секция на водной станции з-да им. Петровского, с 1958 года парусная секция Херсонского судостроительного завода.

В начале 60-х годов парусные секции были открыты практически на всех водноспортивных базах, принадлежавших промышленным предприятиям, учебным заведениям и спортивным обществам Херсона. Это, кроме уже упомянутых Комбайнового им. Петровского и Херсонского судостроительного заводов, парусные секции Херсонского морского торгового порта, з-да Полупроводников, Хлопчатобумажного комбината, Южного электромашиностроительного завода (г. Новая Каховка), Индустриального института, Мореходного училища морского флота, спортобществ "Спартак", "Буревестник", "Авангард".

С яхтсменами работали тренеры энтузиасты Клокун Н., Белый А., Цвиг И., Балкинд А., Родионов О., Фурсов А., воспитавшие первое поколение перспективных яхтсменов занимавших призовые места на соревнованиях высокого ранга: Сегала Ю., Глузкера В., Бергарда Ф., Помпеева А., Бредова А., Кайду Ю., Блюммера В., Сало А., Рожкова В., Мухина А., Саевича С..

В 1966 году на базе Херсонского яхт-клуба (областной водно - спортивной станции) был организован Завод спортивного инвентаря ( руководителями завода в разное время были Романов А.Г., Алтухов В.М., Оборожный В.Г.) На заводе приступили к выпуску продукции для водных видов спорта. Освоена серийная постройка шестивесельных ялов для морского многоборья, лодок для популярной в то время народной гребли, крейсерских яхт международного класса "Фолькбот" и национального класса Л-6 для парусных гонок и крейсерских плаваний. Строились парусные суда оригинальных проектов по специальным заказам.

Массово изготавливались высококачественные весла для разных видов гребного спорта (байдарки, каноэ, академическая гребля). Эта продукция помогала нашим спортсменам завоевывать победы на чемпионатах Европы, Мира, и на Олимпийских играх.

Большой вклад в освоение производства и выпуска этой продукции внесли известные херсонские мастера деревянного судостроения: Коновалов Г.Ф., Черноморченко П.М., Погорелов И.М., Головацкий Т.И., Арданов В.И.. В течении более чем 20 лет продукция завода пользовалась неизменным спросом.

С развитием парусного спорта начали появляться детско - юношеские классы спортивных парусных яхт.В 50-х годах это швертботы национального класса "Ёрш", в 1968 г.швертботы международного класса "Кадет" на которых могли выступать дети от 9 до17 лет. На эти небольшие, , спортивные яхточки с настоящими тремя парусами для двух членов экипажа перешла большая часть юношей, с больших спортивных яхт класса "М" и "Летучий голландец". Эти яхты дали возможность заниматься парусным спортом детям младшего возраста. . Именно в этом классе яхт, старший по возрасту капитан брал к себе самого младшего по возрасту матроса и учил его азам парусного спорта. Занятия на Кадетах были настолько захватывающими, что за румпель этого парусника садились уже опытные гонщики и мастера спорта такие как Помпеев А., ., Блюммер В., Бредов А., Рожков В.. Именно симбиоз молодежи и ветеранов, уважение к старшим и помощь молодежи, трудолюбие и любовь к парусу была основой парусной школы, которую создали херсонские тренеры и организаторы спорта: Романов А.Г., Блюммер В.В., Удовицкий М.С., Григорьев П. И. Комаров В. А., Ковальский А. С. и др..

В период с 1960 по 1991 год парусный спорт культивируется большинством спортивных водных баз. В Херсоне работают парусные секции на "Буревестнике", "Воднике" "Спартаке", , базах завода Карданных валов, "Петровеце" завода им. Петровского, Херсонского морского порта, Херсонского судостроительного завода, Херсонского полупроводникового завода, Хлопчатобумажного комбината, в Новой Каховке на базе СК "Статор" завода "Южэлектромаш". Среди них в спортивных достижениях наиболее отмечены СК "Петровец", тренеры Блюммер В. и Мухин А., ХСЗ тренеры Марченко В., Соловей В., "Спартак" тренер Цигорлаш Г, "Буревестник" тренер Балкинд А., в Н. Каховке СК "Статор" тренеры Комаров В.и Чернышёв И. Уникальным явлением для Советского союза- было открытие сельских яхт-клубов на территории Херсонской области в с. Станислав и ПГТ Великая Лепетиха. На большой период времени эти яхт-клубы стали основным местом проведения областных парусных регат, на старт которых выходили десятки яхт детско-юношеских, национальных и олимпийских классов.

Традиционные областные регаты , которые проводились в В. Лепетихе ко Дню ПОБЕДЫ, всегда проходили на высоком организационном уровне, в нескольких классах гоночных и крейсерско-гоночных яхт, поэтому среди яхтсменов их даже называли "малые олимпийские игры". Эти соревнования, которые были открытыми, собирали яхтсменов из городов Одесса , Николаев, Херсон, Днепропетровск, Запорожье. Замечательная акватория, хорошая гавань и яхт-клуб дали возможность для организации в ПГТ В. Лепетиха первенства Украины среди юношей младшего возраста.

Из большого количества парусных классов, которые входили в программу республиканских и союзных соревнований постепенно на просторах Херсонщины сформировались школы в олимпийских классах катамаран "Торнадо" и "Финн". Именно в этих классах высокие результаты показывали херсонские яхтсмены. В классах катамаранов "В" чемпионами Украины стали мастера спорта Помпеев А.А. и Бредов А.В., чемпионами Украины и СССР (группа В) был экипаж Распопова Е., Заикина А., участниками чемпионата Мира братья Гармаши С.и М. . ( СК "Петровец")- тренеры Блюммер В. и Мухин А., серебряными призерами чемпионата СССР стали Ковалев В. и Кургин В., Мочалов С. и Корягин В., Зима В, Шульгин С. (ХСЗ) тренеры Марченко В. и Байзаков Г..

Школа СК "Петровец" в классе Финн имела хорошие показатели. Призерами чемпионатов и первенств Украины становились мастера спорта Мухин А., Савич В., Аннин А., Блюммер А., Логвиненко Д., а Василенко А. стал победителем "Хрустального кубка СССР" (чемпионата СССР, соревнования с пересадкой экипажа). К сожалению, в то время, отсутствие "фирменной" материальной части не давало возможность херсонским яхтсменам занимать более высокие места. Это было время распределения лучших яхт, приобретенных Госкомспортом за валюту у известных иностранных фирм, в столичных городах и крупных промышленных центрах. Поэтому херсонским яхтсменам приходилось соревноваться, используя только свой опыт в физической, технической и тактической подготовке, на отечественной материальной части.

В конце 80-х, спорт стал омолаживаться, ставка делалась на молодые экипажи, которые имели бонусы для поездки за границу и на получение новой материальной части. Такой шанс нужно было использовать, что и было сделано тренерами СК "Петровец" Мухиным А. и Павлюшневым А.. За короткое время были подготовлены в классах Финн призер молодежных игр Украины Аннин А., и чемпион молодежных игр Украины Блюммер А.. В детских и юношеских классах основное внимание было уделено классу КАДЕТ. Наибольшие успехи в этом классе были у экипажей: Бабича А., Мациевича А., победителей первенства СССР, ПономаренкоВ., Царинного А. (бронзовых призеров первенства СССР). На соревнованиях херсонские яхтсмены не раз оставляли за кормой экипаж Родиона Луки (серебряного призера Олимпиады в Афинах), на старты всесоюзных соревнований в классе КАДЕТ выходило более 200 участников, конкуренция на воде была огромная, но в шестерку лучших часто входили и херсонские яхтсмены - Ябро М., Шаповалов А., Теленга С., Свидерский А.. Детско-юношеские классы сменялись на олимпийские. Так Бабич А. и Пономаренко В.. начали осваивать класс 470 и довольно успешно, став членами молодежной сборной СССР.

С 1984 года в Станиславский яхт клуб приходит тренер Ведьманов В.Н., а с 1986 года Блюммер А.В.. Помещение яхт клуба размещалось в обычном сельском доме на берегу Днепро-бугского лимана, где и начинался новый этап развития парусного спорта в Херсонской области. Уникальная природная акватория, постоянный ветер, волны и простор давали возможность быстрого спортивного роста новичков и техники ведения парусных лодок. На учебные сборы в Станислав приезжали парусники из Москвы, Николаева, Херсона. Простые мальчики и девочки из сел Александровка, Широкая балка, Софиевка и Станислав получали хороший опыт и через некоторое время становились участниками престижных соревнований в городах Никополе, Энергодаре, Запорожье, Севастополе. Они выступали не как статисты, а постепенно шаг за шагом приближались к верхним строчкам в протоколах соревнований. В Станиславской ДЮСШ мастерами спорта становятся неоднократные призеры первенств Украины, призеры и чемпионы первенств СССР Шаповалов А, Чечина С., Бевз В., Белоус А., Тушо Ш.. Особенно весомые результаты показали Чечина Снежана (победитель кубка СССР и чемпионата СССР в 1991году) и Бевз Виктория (серебряный призер Первенства СССР), которая на период с 1991 по 1994 год не имела себе равных на всех всеукраинских регатах.

С 1994 года в связи с тяжелым финансовым положением практически останавливает свою работу все детские парусные секции области. Начинается упадок детско-юношеского спорта. Материальная часть на большинстве спортивных баз продана или уничтожена. Во время этой черной полосы для херсонского парусного спорта, было потеряно более 200 парусных лодок с парусами такелажем и дельными вещами, что привело к прекращению работы базовых школ СК "Петровец", ПГК "ХСЗ", Станиславской ДЮСШ.

В 1999 году при поддержке председателя ФСО "Колос" Роля В.А., начинает работать группа парусников под руководством тренера СК "Петровец" Блюммера А.В.. Постепенно налаживается учебно-тренировочный процесс, совершенствуется материальная часть, и спортивная база. Большим достижением, прорывом в 2001 году на чемпионате Украины стало 3 место завоеванное Царинным А.

Уже после этого за 2002-2007 года было подготовлено 4 мастера спорта Украины (Царинный А., Щедролосев Д., Лужанский В, Блюммер Е.), восемь чемпионов Украины, чемпионы юношеских игр Украины, чемпионы Молодежных игр Украины, 18 призеров чемпионатов Украины, 5 чемпионов первенств Украины, 2 чемпиона Кубка Украины.

Эти результаты, поддержка управления науки и образования Облгосадминистрации и помощь директора ДЮСШ №2 Моисеева Е.О., привели к открытию в 2005 году отделения парусного спорта в этой школе. В ДЮСШ пришли заниматься большое количество мальчиков и девочек. Первые успехи пришли к юным спортсменам и их тренеру Л.В. Шишке в 2007 году. Особенно успешным оказался кубок Украины среди мальчиков и девочек младшего возраста в г. Севастополе, где серебряным призером стала в классе "ОПТИМИСТ" Проволоцкая В.

В 2005 году возобновлена работа детской парусной секции на ВСК ОАО "ХСЗ". Опираясь на помощь первичной профсоюзной организации начал продуктивную работу тренер мастер спорта Логвиненко Д.Б. Частично обновилась материальная база , приобретен тренерский инвентарь, пришли первые успехи: Бабич Наталья и Паленая Виктория в 2007 году стали серебряными призерами первенства Украины в классе "КАДЕТ".

В 90-х годах не прекращалось функционирование такого направления парусного спорта как крейсерские гонки (это гонки на речных и морских акваториях на большие расстояния).

Несмотря на значительное (троекратное) уменьшение участников этих гонок удалось сохранить традиции и спортивный дух. В течении навигационного периода до 25 яхт с числом членов экипажей около 75 человек принимало участие в 6 - 10 соревнованиях. В силу объективных причин пришлось отказаться от проведения гонок на хороших, давно освоенных, акваториях (Днепро-бужский лиман и Каховское водохранилище) и ограничиться только гонками на ближних дистанциях - река Днепр. В тоже время и в крейсерских гонках есть существенные успехи: Яхты "Форос" (ХМТП), "Ягуар" (ХСЗ) "Скиф" и "Мрия" (ХТФПС) - капитаны Ковалев В., Логвиненко Д., Толчинский А., Свистула С. - постоянные участники соревнований проводимых в Одессе, Черкассах, Запорожье. Первые места в этих соревнованиях неоднократно занимал экипаж яхты "Мрия", а чемпионат Украины среди крейсерских яхт в 2003 г. выиграл экипаж яхты "Форос".

Очень хотелось бы закончить эту статью, посвященную юбилею парусного спорта Херсонщины в мажорном тоне, с надеждой и перспективой на будущее, но реалии заставляют говорить о другом. Именно в 2008, юбилейном для Херсонского паруса, году возникает угроза его дальнейшему существованию.

Новые владельцы промышленных предприятий области, получив с их приобретением право на объекты соцкультбыта, начали, вопреки законам Украины, их перепрофилирование. Очень лакомыми кусочками оказались территории спортивных баз этих предприятий, расположенные непосредственно на водных акваториях, ранее выделенные рабочим коллективам для развития водных видов спорта, Так в г. Новая Каховка, в спортклубе "Статор" ОАО "Южэлектромаш" прекращена работа детских парусной и гребной секций. Лишаются места стоянки и крейсерские яхты. На этой территории предполагается снос причалов, спортивных сооружений и постройка частных жилых коттеджей новых владельцев. . Прекращается также работа детских спортивных секций на ОАО "Херсонские комбайны" и ОАО "Херсонский судостроительный завод". Это, совсем уже не праздничная и не юбилейная, тема для другого разговора. Наилучший выход из этого положения - изъятие территорий спортивных клубов, расположенных непосредственно на водных акваториях, у новых собственников и передача их в коммунальную собственность, с сохранением основного направления деятельности - развития массового спорта и организации городских яхт-клубов.

Решение данных проблем остается за главой Облгосадминистрации Силенковым Б. В., городскими головами гг. Херсона и Новая Каховка Сальдо В. В., Коваленко В. И. и директорами промышленных предприятий этих городов: ОАО "Херсонские комбайны", ОАО "Херсонский судостроительный завод", ОАО "Южэлектромаш", ОАО "Укргидромеханизация".

В настоящее время продолжателем традиций 100-летнего существования парусного спорта Херсонщины является Херсонская территориальная федерация парусного спорта Парусной федерации Украины, которая объединяет всех любителей паруса области. Несмотря на возникающие трудности херсонские яхтсмены не собираются уходить с завоеванных позиций. К этому обязывает верность традициям, выработанными предшественниками, и ответственность перед грядущими поколениями. Председатель ХТФПС Толчинский А. Ф.


 

Послесловие к статье «К СТОЛЕТНЕМУ ЮБИЛЕЮ ПАРУСНОГО СПОРТА ХЕРСОНЩИНЫ»

( Журнал «Шкипер» № 3. 2008 год, сайт ХТФПС ПФУ: www.sailing.ks.ua )

Более 2-х лет назад отмечалось 100-летие возникновения парусного спорта на Херсонщине.. Что же изменилось за прошедшие два года? В общем в лучшую сторону ничего. Херсон остался единственным городом на Днепре не имеющим полноценного общедоступного яхт-клуба. На водных базах, ранее принадлежащих промышленным предприятиям города, новые владельцы подняли плату за стоянку яхт, значительно превысив европейские цены, при отсутствии минимального уровня представляемых услуг. На порядок выросли госпошлины, связанные с эксплуатацией плавсредств, используемых для спорта и активного отдыха на воде, который всё больше становится уделом малочисленной, но самой богатой части населения.

Положительным фактором стали значительные успехи воспитанников Херсонской парусной школы, которые особенно громко заявили о себе в 2006 —2010 годах С 2006 года прочно заняла место в сборной Украины Евгения Блюммер.Юные яхтсмены тренеров А.В. Блюммера, Д.Б. Логвиненко, Л.В. Шишки стали первыми номерами сборной. Павел Бабич и София Ларичева бессменно занимали первые места среди юниоров во всех рейтинговых соревнований внутри страны, участвовали в чемпионатах Европы и других международных соревнованиях. Александра Гармаш выступала за сборную Украины на чемпионате Европы в классе «Оптимист». Хорошо зарекомендовала себя, выступая во всеукраинских соревнованиях по парусу юная новокаховчанка Юлия Чернышёва. В сентябре 2009 г. на молодёжных играх Украины весь пьедестал почёта среди девушек в классе «Лазер-4,7» оказался херсонским: I место — София Ларичева, II место — Вера Проволоцкая, III место — Александра Гармаш.

С 1-го по 6-е июля 2010 года в Италии в городе Рива дель Гарда состоялся открытый чемпионат Европы в классе олимпийских швертботов «Byte CII» Практически в этих соревнованиях выступили все сильнейшие юные яхтсмены мира, т.к. это последняя регата перед первыми юниорскими Олимпийскими Играми. В общем зачёте среди юношей и девушек одессит П. Бабич был девятым, а херсонская яхтсменка С. Ларичева — семнадцатой и третьей среди девушек, став бронзовым призёром молодёжного чемпионата Европы.

С 14 по 26 августа 2010 года в Сингапуре впервые в истории состоялись юношеские Олимпийские Игры. В их программу включены соревнования по 29 видам спорта, в том числе и по парусу. Всего участвовали в Олимпиаде около 3,5 тысячи юношей и девушек практически из всех стран мира. Лицензии для участия в Олимпиаде будущие олимпийцы должны были завоевывать на континентальных и мировых чемпионатах. В ноябре 2009 года воспитанники херсонской — София Ларичева, Павел Бабич и николаевской — Сергей Ширяев — парусных школ — участвовали в чемпионате Европы, проходившем в Италии, вели борьбу за лицензии на Олимпиаду. Впервые, выступая в новом для себя классе швертботов «Байт-2», заняли довольно высокие места в первой двадцатке (среди более, чем 80-ти участников). В апреле 2010 года в городе Канны (Франция) состоялся юношеский Чемпионат Мира, на котором украинские яхтсмены П. Бабич, выступающий ныне за Одессу, и наша С. Ларичева завоевали олимпийские лицензии для Украины на участие в Олимпийских играх 2010 года.

Выступив на Олимпиаде, украинские яхтсмены, несмотря на тяжёлые условия подготовки (отсутствие материальной части — олимпийских швертботов Byte C II) показали довольно высокие результаты, заняв соответственно 5 (П. Бабич) и 14 (С. Ларичева) места.

Спортивный сезон 2010 года херсонцы начали довольно успешно. Во всеукраинских юниорских соревнованиях в г. Севастополе наши девушки София Ларичева, Вера Проволоцкая и Александра Гармаш, выступая в классе швертботов «Лазер-4,7», заняли соответственно 2, 3 и 4 место. В десятку лучших в классе «Оптимист» вошли юные яхтсмены Проволоцкий Дима и Никита Щедролосьев. Выступая в чемпионате Украины в олимпийских классах швертботов среди взрослых юниорка С. Ларичева была четвёртой.

Хотелось бы продолжить в таком же оптимистическом духе, но в перспективе положительных сдвигов для развития херсонского паруса не просматривается, Чемпион Украины П. Бабич вынужден был переехать в Одессу — там нашлись спонсоры, которые приобрели необходимую для тренировок и выступлений в соревнованиях материальную часть, условием для чего было выступление за команду Одессы в первенствах Украины. Большие финансовые затраты несут семьи других херсонцев, достигших высокого соревновательного уровня. Перспектива их дальнейшего выступления за родной город из-за отсутствия финансовой поддержки, весьма туманна. В парусе для успеха в гонках, кроме таланта, желания и физических данных, необходимы приобретение не дешёвых по нашим украинским меркам швертботов, постоянное обновление парусов, другой оснастки и экипировки. Проведение тренировок и соревнований на воде возможно только при наличие тренерских судов, оснащенных достаточно мощными двигателями, требующими соответственно дорогостоящего топлива. Недёшевы и поездки с перевозкой материальной части по Украине и за рубеж. Условием же отбора и воспитания талантов в любом виде спорта является массовость, выполнение которого практически недостижимо при таком отношении к спорту государства и, особенно, органов местного самоуправления. Таким образом, несомненные сегодняшние успехи яхтсменов Херсона не гарантируют таких же достижений в дальнейшем. Талантливые юные яхтсмены ДЮСШ-2, не имея современной материальной части, должной финансовой поддержки, просто прекращают занятия спортом.. Плановое государственное финансирование спортивных мероприятий отсутствует.. Ответственные чиновники Министерства семьи молодёжи и спорта рекомендуют изыскивать финансовые средства в местных бюджетах и у спонсоров. Спонсоров в настоящее время найти нелегко, — мало, кого интересуют спортивные достижения страны, равно и проблемы воспитания молодого поколения, надежды на помощь со стороны органов местного самоуправления нет: ответ всегда один — нет денег. Судя по последним действиям херсонских спортивных чиновников местный патриотизм у них отсутствует. Кем-то виды спорта поделены на профильные и непрофильные. И вот непрофильный (для Херсона) вид спорта — парусный — принёс Украине и Херсонщине весьма ощутимое достижение: воспитанники херсонской парусной школы завоевали для Украины лицензии для участия в Олимпийских Играх. Херсон оказался впереди признанных парусных центров Украины: Николаева, Киева, Днепропетровска. Уже это одно должно диаметрально изменить взгляды на детский парус, считать его профильным и перспективным для города и области, перераспределить финансовые средства исходя хотя бы из патриотических и государственных интересов: обеспечить участие херсонских спортсменов, достигших высокого уровня, хотя бы в международных соревнованиях. Херсонская федерация парусного спорта является общественной некоммерческой организацией, собственных средств, позволяющих финансировать участие спортсменов в сборах и соревнованиях не имеет, поэтому обращается к руководителям общественных движений города, руководителям промышленных предприятий, банкирам, бизнесменам с просьбой оказать помощь в подготовке юных спортсменов.

Опубликовано на сайте ХТФПС ПФУ www.sailing.ks.ua

 


 

Определением Херсонского Губернского
о делам об обществах присутствия от 7
Августа 1907 г. настоящий Устав утверждён
и помянутое в нём общество внесено в реестр
обществ и союзов по Херсонской губернии.
№25. г. Херсон "13" августа 1907 года.

Губернатор Камергер Двора Его Величества
М. Н. Малаев.

УСТАВ ХЕРСОНСКОГО ЯХТ-КЛУБА в Херсоне

§ 1. Цели и права ЯХТ-КЛУБА

Херсонский ЯХТ-КЛУБ имеет целью развитие парусного ,парового и гребного спорта и содействие уменьшению несчастий на воде ,происходящих от незнакомства любите лей с условиями правильного плавания на судах. Вместе с тем клуб преследует цели улучшения качеств судов и их постройки и правильных понятий о парусном, паровом и гребном плаваниях, а также подготовки опытных шкиперов и матросов. . Для достижения своих целей клуб имеет право: устраивать парусные и гребные состязания, организовывать морские прогулки, поощряя дальние плавания на судах ЯХТ-КЛУБА, устраивать беседы, лекции, упражнения в практической навигации, сообщения, выставки, касающиеся исключительно морского спорта и дела спасения на водах, испытывать новейшие усовершенствования в яхтенном судостроении и парусном, паровом и гребном деле вообще; поощрять и давать субсидии достойным конструкторам, строителям и издателям- морских книг, карт и чертежей, назначать конкурсы на составление чертежей судов на премии и оказывать посильную помощь Обществу Спасения на водах Кроме того ЯХТ-КЛУБ имеет в виду, как полезное воспитательное средство при своих занятиях, изучение всякого рода спорта, как то: плавания, катания на буерах, коньках, лыжах, стрельбы в цель, фехтования и вообще разных игр

§ 2. Помещения и гавань клуба

Для удобства г.г.членов, клуб имеет право устраивать помещения для собраний, хорошей и безопасной стоянки для судов, как летом, так и зимой для чего приобретает на своё имя посредством дара или покупки, или арендуя, недвижимое и движимое имущества , соответствующие целям клуба, а также верфи, мастерские, суда, плоты, пристани и пр., владея ими на правах полной собственности, возводить с надлежащего разрешения необходимые сооружения ,иметь право владеть и эксплуатировать в свою пользу верфи и мастерские, как приобретённые в собственность, так и арендованные

§ 3. Средства клуба

Средства клуба составляют:
а) членские взносы,
б) всякие случайные поступления, штрафы и т.п.
в) взносы гостей,
г) сборы от устраиваемых клубом парусных и гребных состязаний, морских прогулок и всех предприятий, согласно§ § 1 и 2 Устава.
д) сборы с балов, концертов и спектаклей, игр, устраиваемых с надлежащего разрешения с соблюдением изданных по этому предмету правил.

§ 4. Запасной капитал клуба

Из сумм, поступающих в кассу клуба, за исключением гоночных, отчисляется ежегодно из чистой прибыли известный процент, согласно постановлению общего собрания, в за- пасной капитал Этот капитал хранится в процентных бумагах и может быть расходуем только в самых крайних случаях и не иначе, как с разрешения Общего Собрания боль- шинством двух третей присутствующих.

§ 5. Состав клуба

ЯХТ-КЛУБ состоит из членов: почётных, учредителей, пожизненных, действительных, и соревнователей. Членами могут быть лица всех сословий и обоих полов.
а) Почётные члены. Общее Собрание по постановлению Комитета избирает тех лиц, коим клуб пожелает выразить своё уважение и признательность. Почётные члены имеют все права действительных членов, но освобождаются от единовременного и годовых взносов.
б) Члены учредители. Членами учредителями именуются те действительные члены клуба, которые способствовали возникновению и учреждению Общества.
в) Пожизненные члены В пожизненные члены избираются по баллотировке действительные члены, внёсшие в кассу клуба не менее 200 руб. Они от ежегодных взносов освобождаются.
г) Действительные члены избираются Общим Собранием по рекомендации не менее двух действительных членов, которые за своей подписью подают в КОМИТЕТ клуба заявление о лицах, желающих по ступить в члены клуба
д) Члены соревнователи избираются также, как действительные члены, Общим Собранием.

§ 6. Условия поступления в клуб

В члены принимаются лица, не моложе 21 года, за исключением имеющих классные чины; Зачисляются предварительно кандидатами. В клуб не допускаются:
а) опороченные по суду
б) исключённые из других клубов и обществ,
в) состоящие на действительной военной службе нижние чины.
Желающий поступить в клуб должен быть предложен не менее, как двумя действительными членами

§ 7. Право голоса на собраниях и членский взнос

Члены: почётные, учредители, пожизненные и действительные имеют право голоса на Общих Собраниях и избираются на все должности по клубу. Действительные члены платят при вступлении в клуб годичный членский взнос в размере 10 рублей. Общему Собранию предоставляется право: увеличенную членскую плату уменьшить впоследствии до первоначальной нормы. Членский взнос должен быть вносим к 1 ЯНВАРЯ каждого года, крайний же срок уплаты может быть отсрочен до 1 МАРТА.

§ 8. Общие Собрания

Общие Собрания бывают: годичные, очередные и экстренные. Они состоят из членов клуба: почётных, учредителей, пожизненных и действительных. В годичных Собраниях председательствует один из членов по выбору Собрания; очередные и экстренные Собрания ведуться под председательством КОМАНДОРА. При равенстве голосов, голос председателя даёт перевес. К предметам занятий годичного Общего Собрания, которое должно быть собираемо обязательно один раз в год, принадлежат:
1) выборы должностных лиц, как то: КОМАНДОРА, ВИЦЕ-КОМАНДОРА, СЕКРЕТАРЯ, он же КАЗНАЧЕЙ, Начальника гавани, Заведующего хозяйством и помещениями, Двух членов гоночной комиссии, -все эти лица составляют КОМИТЕТ,
2) избрание комиссии посредников,
3) избрание судей гонок,
4) рассмотрение всех предложений КОМИТЕТА и представляемых им бюджета на наступающий год и отчёта за истёкший,
5) рассмотрение доклада ревизионной комиссии за минувший год и избрание новой ревизионной комиссии.

§ 9. Очередные Общие Собрания

К предметам занятий очередных Общих Собраний принадлежат:
1) Предложения об изменении сего Устава,
2) Избрание членов клуба и их исключение по представлению Комиссии посредников,
3) Утверждение частных правил относительно внутреннего управления клубом,
4) Рассмотрение различных представлений КОМИТЕТА по предметам, касающихся клуба,
5) Рассмотрение и разрешение вопросов, касающихся открытия отделений клуба и их организации.
Постановления Общего Собрания заносятся в протокол, скрепляемый членами КОМИТЕТА присутствующими на Собрании и СЕКРЕТАРЁМ Общества, обязательный для всех членов Общества. Примечания:
1) Все вопросы ,касающиеся избрания и исключения членов действительных и соревнователей ,а также должностных лиц, равно как и всякие денежные вопросы ,решаются закрытою баллотировкою ,остальные же вопросы, по предложению председателя могут быть решаемы открытой подачей голосов.
2) Избрание почётных членов должно быть единогласным ,для решения же вопросов об избрании или исключении членов действительных или соревнователей ,требуется две трети голосов лиц ,участвующих в баллотировке, а для остальных случаев простое большинство голосов
3) Передача голосов не допускается
4)В случае отсутствия КОМАНДОРА, место его, замещает ВИЦЕ-КОМАНДОР, а при отсутствии ВИЦЕ-КОМАНДОРА ,один из членов КОМИТЕТА, по избранию Общего Собрания.
5) К обсуждению на Общих Собраниях дозволяются лишь такие предметы ,которые относятся к определённой Уставом деятельности клуба.

§ 10. Действительность Общего Собрания

Общее Собрание признаётся состоявшимся, если в нём участвовало не менее одной третьей части всех действительных членов, имеющих право голоса и находящихся в городе в данный момент. В случае несостоявшегося Общего Собрания за неприбытием необходимого числа членов, оное созывается вновь не позже, как через 8 дней. Такое повторительное Собрание считается действительным, несмотря на число прибывших членов. К разрешению в повторительных Общих Собраниях допускаются лишь дела, подлежащие обсуждению на несостоявшемся Общем Собрании

§ 11. Экстренные Общие Собрания

Могут быть также созываемы экстренные Общие Собрания по постановлению КОМИТЕТА, или вследствие получения оным заявления, подписанного не менее, как 10 действительными членами, находящимися в Херсоне. Такие экстренные Собрания должны быть собираемы, не позже, как через 15 дней со дня подачи заявления.

§ 12. Предложение Общему Собранию

Всякое предложение Общему Собранию не может быть вносимо иначе, как через КОМИТЕТ, который, если, такое предложение сделано письменно и за подписью не менее пяти лиц, обязан представить оное в ближайшее и никак не позже следующего Общего Собрания, со своим мнением.

§ 13. Программы Общего Собрания

Для доставления возможности членам клуба ознакомиться с предметами занятий каждого Общего Собрания, перечень всех предстоящих к решению вопросов вывешивается заблаговременно в помещении клуба, На Общих Собраниях не могут быть возбуждаемы и рассматриваемы вопросы, не упомянутые в программе. Примечание: Посторонним лицам во время заседаний Общего Собрания вход в зал заседаний воспрещается.

§ 14. КОМИТЕТ

КОМИТЕТ заведует всеми делами Общества и состоит из лиц, перечисленніх в пункте 1 § 8. Он назначает Общие Собрания ,как очередные, так и экстренные; собирает комиссию посредников; составляет годовые отчёты, сметы прихода и расхода, представляя оные на утверждение Общему Собранию и наблюдает за расходованием сумм ЯХТ-КЛУБА согласно утверждённым сметам; вырабатывает правила и инструкции по хозяйственной части, по гавани, гонкам и по всем празднествам, перечисленными § 3,лит. г) ,представляя их, в случаях особо важных, на утверждение Общему Собранию. Заседание КОМИТЕТА считается состоявшимся, если в оном присутствует не менее двух третей всего КОМИТЕТА, включая председателя; в случае отсутствия КОМАНДОРА или ВИЦЕ-КОМАНДОРА, председательствует в КОМИТЕТЕ один из его членов, по выбору присутствующих.. КОМИТЕТ доводит до сведения Общего Собрания об особо важных случаях нарушениях Устава; доставляет материал для технических бесед, устраивает прогулки, гонки, плавания и пр. После двукратного напоминания КОМАНДОРОМ о непосещении заседаний КОМИТЕТА, член КОМИТЕТА, продолжающий не посещать заседания КОМИТЕТА, считается выбывшим и на его место вступает кандидат на него.

§ 15. КОМАНДОР

КОМАНДОР есть представитель и ходатай Общества везде, где представиться надобность и состоит непременным членом комиссии Посредников. Он избирается на два года Общим Собранием, ему вверяется начальство над судами клуба, когда они находятся в сборе.

§ 16. ВИЦЕ-КОМАНДОР

ВИЦЕ-КОМАНДОР предлагается КОМАНДОРОМ и утверждается Общим Собранием на 2 года. Он ближайший помощник КОМАНДОРА и замещает его во время его отсутствия и состоит Председателем гоночной комиссии.

§ 17. Выборы на должность

Годичные выборы на должность производятся ежегодно, по окончании навигации, на годичном Собрании или в случае надобности, на экстренном. Порядок избрания следующий: сперва посредством записок избираются кандидаты на должности, не менее трёх на каждую, а потом из них избираются, по баллотировке шарами ,должностные лица на каждую должность отдельно. Следующий по количеству голосов за выбранным считается его кандидатом и заменяет его в случае выбытия его из клуба вовсе, или отсутствия на срок, продолжительность которого подлежит определению Общим Собранием, но не менее года. Должностные лица действуют на основании дополнительных правил к сему Уставу, выработанных КОМИТЕТОМ и утверждённым Общим Собранием.

§ 18. Комиссия Посредников

Комиссия Посредников состоит из КОМАНДОРА и пяти членов, избираемых ежегодно Общим Собранием. Действительные члены могут быть избираемы в Комиссию Посредников по пробытии не менее одного года членом клуба. На обязанности Комиссии лежит рассмотрение тех дел, которые ей будут представлены КОМИТЕТОМ на основании сего Устава ;собрание Комиссии Посредников считается действительным, если присутствуют не менее трёх членов её. Вопросы в Комиссии Посредников решаются при закрытых дверях большенством голосов, в случае же их равенства, в пользу обвиняемого.По рассмотрении предложенного к разбирательству дела Комиссия налагает в случае надобности взыскание на виновного члена клуба и об этом доводится до сведения Общего Собрания. Председательствует в Комиссии Посредников один из присутствующих членов по выбору.

§ 19. Судьи гонок

Общее Собрание избирает на предстоящую навигацию из числа вообще членов трёх судей для гонок и трёх к ним кандидатов, которые не состоят в КОМИТЕТЕ и на обязанности коих лежит наблюдение за исполнением программы гонок и за правильностью последних Кроме того, КОМИТЕТУ предоставляется право приглашать почётными судьями на гонку лишь компетентных в деле спорта, хотя бы они и не состояли членами клуба.

§ 20. Ревизионная Комиссия

Ревизионная Комиссия состоит из трёх членов и двух кандидатов избираемых Общим Собранием. Комиссия эта избирается для проверки годичного отчёта, кассы и инвентаря; для окончания её действия назначается месячный срок со дня представления отчёта КОМИТЕТОМ. Ревизионная Комиссия по окончании своего отчёта, сообщает оный для сведения в подлиннике или копии КОМИТЕТУ, который делает после этого распоряжение о созыве годичного Общего Собрания.

§ 21. Суда Клуба

Члены: почётные, пожизненные, учредители и действительные имеют право записать принадлежащие им суда в число судов клуба ,если таковые не имеют торгового или промышленного назначения .Судовладельцы или представители судов, при распоряжении и управлении ими, должны в точности руководствоваться Уставом и правилами клуба и отвечать перед Обществом за каждое нарушение упомянутых правил и постановлений, допущенное на судне, Судовладелец, отдавший в частное временное пользование или продавший свое судно, обязан в течении семи дней после подписания документа о передаче или продаже судна, представить оный в КОМИТЕТ с приложением всех документов, данных судну клубом и спустить флаг клуба .За неисполнение сего член клуба подвергается исключению из него.

§ 22. Условия, которым должны удовлетворять суда клуба

Судами клуба признаются те, которые найдены КОМИТЕТОМ при осмотре отвечающими условиям требуемым клубом. Член, желающий записать своё судно в число судов клуба, обязан доставить таковое в срок и место, назначенное КОМИТЕТОМ для осмотра, или представить свидетельство Ллойда или другого Яхт-Клуба, Общества или Кружка ,на основании чего судно вносится в реестр судов клуба и ему выдаётся КОМИТЕТОМ патент на право плавания под флагом клуба. КОМИТЕТ обязан ежегодно исправлять список судов клуба и к 1 Марта выставлять объявление о тех из них, которых предполагается исключить из списка. Такому исключению подвергаются:
1.Суда,признанныеКОМИТЕТОМ неблагонадёжными к плаванию
2.Суда,исправность коих сомнительна или о которых КОМИТЕТУ неизвестно, в каком состоянии они находятся.
3.Суда,не имеющие представителем кого-либо из членов клуба.
Если же в течение одного месяца владельцы означенных судов не примут меры к устранению повода к исключению оных, то с 1 Мая суда эти считаются исключёнными из списков клуба. Если о судне, исключённом из списка клуба и оставленном в помещении клуба, не последует никакого распоряжения со стороны владельцев оного, то по истечении года, в продолжении коего объявление об этом судне должно оставаться вывешенным в помещении клуба, оно поступает в собственность клуба

§ 23. Гребные суда клуба

КОМИТЕТ ежегодно избирает двух членов для заведывания гребной частью, круг действия которых определяется инструкцией, утверждаемой Общим Собранием.

§ 24. Суда общественные

КОМИТЕТУ представляется право приобретать, с разрешения Общего Собрания, на средства клуба или на сумму ,поступившую через продажу паёв членами клуба, или посредством дара ,суда ,которые считаются собственностью клуба (общественные),находятся в ведении клуба и содержатся на средства клуба.

§ 25. Виды на плавания

Все суда клуба разделяются на яхты и шлюпки .К первому разряду принадлежат суда несущие свой вооружённый рангоут. Каждой яхте присваивается особый позывной вымпел и № ,который заносится вместе с названием и именем судовладельца, в общий список судов клуба Яхты получают патент Херсонского ЯХТ-КЛУБА на плавание под его флагом, .Ко второму разряду принадлежат открытые шлюпки, гички и другие мелкие суда. Они также заносятся в общий список судов клуба в алфавитном порядке своих названий, Они получают не патент , а свидетельство от КОМИТЕТА на плавание под флагом Херсонского ЯХТ-КЛУБА .Суда членов соревнователей права ношения флага Херсонского ЯХТ-КЛУБА не имеют .Для получения судовых видов ,судовладельцы в случае надобности должны обращаться в КОМИТЕТ .Члены клуба должны представлять к 1 Марта обратно в КОМИТЕТ выданные судам их виды на плавание по Российским портам, если таковые были ими получены.Заграничные виды возвращаются таким же образом по возвращении судна из заграницы ,а если плавание продолжается более года ,то по получении нового вида, об истребовании которого судовладелец должен озаботиться заблаговременно.

§ 26. Плавание судов клуба

В заграничное плавание под флагом клуба могут ходить яхты, признанные КОМИТЕТОМ для сего годными, причём владельцы их должны соблюдать следующие правила плавания:
1) Каждый член ЯХТ-КЛУБА ,при отплытии за границу со своей яхтой из Российского порта и по возвращении в таковой порт ,обязаны подавать Начальнику Порта объявления ,в тех же портах ,где не имеется Портового Управления, объявление подаётся в Таможню или Кордонный пост.
2) Члены ЯХТ-КЛУБА ,при нахождении на своих яхтах ,обязаны сверх того ,подавать объявления в портовые Российские Таможни в нижеозначенных случаях:
а) когда ,приходя в Российский Порт из-за границы или из Финляндии ,они привезут вещи, не принадлежащие яхте,
б) когда ,по возвращении из-за границы или из Финляндии ,они пожелают войти в Неву на пришедшей яхте,
в) когда отправляется из Российского порта в море ,взяв вид для заграничного плавания, подавая в сём случае объявления.
3) Когда яхта выходит или приходит в Российские порты из-за границы без члена ЯХТ-КЛУБА с одним командиром или шкипером, то сии последние подают объявления Главному Командиру порта и Таможенному Начальству. По приходу в порт, они обязаны сие исполнить в 24 часа по времени прихода судна и не спускать позывной вымпел, пока таможенные чиновник придут на яхты для осмотра. За неисполнение сих правил шкипер подвергается взысканию 10 рублей серебром.
4) С яхтами, прибывающими в какой-либо Российский порт из-за границы или из Финляндии с самим владельцем или членом ЯХТ-КЛУБА, Таможенное Начальство должно во всём поступать по правилам, для военных судов установленных.
5) Но когда судно клуба возвращается в Российский порт с одним командиром или шкипером, без членов клуба, в таком случае яхта подлежит всегда Таможенному досмотру, откуда бы она ни пришла.
6) когда командир или шкипер возвращаются с яхтой в Российские порты один, то владелец или член клуба, который на ней ходил, обязан при отправлении её обратно снабдить командира или шкипера предписанием, куда ему следовать, с приложением реестра корабельным потребностям и провизии, на лицо на судне состоящее.

§ 27. О привилегиях судов клуба

Суда ХЕРСОНСКОГО ЯХТ-КЛУБА освобождаются во всех Российских портах от взымания каких бы то ни было сборов, а члены Клуба и служители их состоящие на судах, получают безденежные паспорта на время плавания за границу на судах клуба.

§ 28. Участие общественных парусных судов в состязаниях

Парусные общественные суда могут участвовать в состязаниях, причем призы поступают в клубы и хранятся в них. При состязаниях клуба с другими клубами, общественные суда могут участвовать с правом на призы, причём рулевой и кандидат к ним назначаются КОМИТЕТОМ.

§ 29. Пользование общественными судами

Общественные суда отпускаются членам клуба для пользования на полную их ответственность и на срок, определённый КОМИТЕТОМ и утверждённый Общим Собранием.

§ 30. Печать и знаки клуба

Клуб имеет:
а) печать с надписью: "Херсонский ЯХТ-КЛУБ",
б) судовой знак в виде синей пятиконечной звезды, носимый судами Клуба при названии судна написанном русскими буквами,
в) флаги по образцу флагов, ВЫСОЧАЙШЕ утверждённых для яхт-клубов, парусных и гребных обществ России, с изображением в кряже герба г.Херсона,
г) знак клуба, носимый на фуражке, согласно прилагаемого рисунка

§ 31. Выход из состава клуба

Выход из состава клуба бывает двоякий:
1) Вследствии невозобновления членского билета в установленные сроки, за исключением особых обстоятельств, признанных КОМИТЕТОМ уважительными.
2) По причине нарушения правил Устава ,постановлений Комиссии Посредников или законов чести и приличия.
3)Член клуба, отказавшийся от этого звания или возвративший свой билет, выражая тем нежелание участвовать в клубе, исключается из него. Вторичное вступление в клуб.
Действительные члены клуба ,выбывающие на основании пункта первого сего параграфа, могут вступить вновь, внеся членский взнос, если билет возобновлён не позже 9 месяцев, считая с 1 Января, если же они отсутствовали более 9 месяцев, то по баллотировке на общих основаниях. Комитет доводит до сведения Комиссии Посредников о лицах, нарушивших пункт 2-й сего параграфа.

§ 32. Жалобы

Всякого рода жалобы приносятся КОМИТЕТУ и в случае неудовольствия на его решение, представляются Общему Собранию, с заключением КОМИТЕТА. Примечание. Член, желающий обжаловать постановление Общего Собрания в суде, должен предварительно выбыть из состава клуба.

§ 33. Гости

Членам клуба предоставляется право приглашать гостей за полной их ответственностью, согласно правил, выработанных КОМИТЕТОМ и с занесением фамилии гостя в установленную для сего книгу, КОМИТЕТУ предоставляется право посылать приглашения членам других яхт-клубов и обществ, прибывающих в г.Херсон на своих судах. Ученики Херсонского Мореходного Училища дальнего плавания, в качестве гостей, допускаются с особого каждый раз разрешения Начальника Училища и согласия присутствующего члена КОМИТЕТА. Входная плата гостей определяется Общим Собранием. Члены пожизненные, почётные и действительные имеют право вводить в клуб членов своей семьи бесплатно. Временно пребывающие в г.Херсоне офицеры военных флотов имеют право посещения клуба на правах действительных членов его. Лица, постоянно проживающие в Херсоне, могут посетить клуб в качестве гостей не более 5 раз в год.

§ 34. Библиотека клуба

Приобретаемые клубом книги. журналы. газеты. чертежи, модели судов и т.п.считаются его собственностью и составляют его библиотеку правила пользования которой вырабатываются КОМИТЕТОМ и утверждаются Общим Собранием. При этом устройство библиотеки клуба согласовать в точности с существующими на сей предмет узакониями.

§ 35. Инвентарь имущества

Имуществу клуба членом, заведующим хозяйством, ведётся шнуровая книга и на его обязанности лежит приём, содержание в исправности и сдача имущества.

§ 36. Отчет

КОМИТЕТ клуба печатает ежегодно к 1 Июня список членов клуба с их адресами, судов клуба, а также отчёт о деятельности клуба. Кроме того, КОМИТЕТ ведёт списки членам клуба выбывшим и исключённым, равно кок и забаллотированным кандидатам.

§ 37. Штрафы

За нарушение Устава Клуба или правил, утверждённых Общим Собранием, назначаются денежные штрафы. в первый раз в размере до 15 руб., во второй-до25руб.,а в третий раз член предлагается Общему Собранию Комиссией Посредников к исключению из клуба.

§ 38. Флаги

Судам клуба присваиваются:
1) Кормовой флаг - белый с синим прямым крестом и гербом г.Херсона в кряже.
2) Стеньговый флаг - треугольный белый с синим прямым крестом и гербом г.Херсона в кряже. Стеньговый флаг означает присутствие владельца и потому спускается немедленно по отбытии судовладельца.
3) Брейд-вымпел КОМАНДОРА - стеньговый флаг с двумя косицами и синей полосой внизу по всей его длине.
4) Брейд-вымпел ВИЦЕ-КОМАНДОРА - стеньговый флаг с двумя космцами и красной полосой внизу по всей его длине.
5) Флаг КОМИТЕТА и Гоночной Комиссии - кормовой флаг с красной полосой внизу во всю его длину.
6) Флаг почётных членов и членов учредиделей - кормовой флаг с синей полосой внизу во всю его длину.

§ 39.Форма

Членам и судовым командам присваивается нижеследующая форменная одежда:
1) Для почётных, пожизненных и действительных членов:
а)пиджак гражданского покроя темно-синего цвета, двубортный, с серебряными пуговицами с матовой серединой и с полированным бортом .На матовой середине полированный знак Общества,
б) жилет из той же материи ,как пиджак, или белый с такими же, но меньшего размера, пуговицами,
в) брюки тёмно-синие,
г) фуражка английского образца ,тёмно-синего цвета, с широкой тесьмой во весь околыш и знаком клуба по утверждённому образцу.
Пимечание. В летнее время ту же форму разрешается иметь из белой материи с белыми же серебренными пуговицами, а также одевать при этом белый чехол на фуражку.
д) пальто тёмно-синее, согласно пункту а)

§ 40. Закрытие клуба

Действия клуба могут быть прекращены по определению Общего Собрания не иначе, как с письменного согласия на то трех четвертей всех членов клуба. О постановлении Общего Собрания прекратить действия клуба КОМИТЕТ доводит до сведения ГУБЕРНАТОРА и приступает к ликвидации дела и имущества клуба, причём оставшиеся средства клуба поступают в пользу Общества Спасения на водах, а библиотека в Мореходное Училище дальнего плавания. ГУБЕРНАТОР имеет право закрыть ЯХТ-КЛУБ во всякое время, когда признает это необходимым вследствие беспорядков в клубе или нарушения сего Устава.

(Отпечатано с оригинального текста Устава Херсонского Яхт-Клуба, хранящегося в Херсонском краеведческом музее)

 

Мінімізувати